Искусственный камень, (985) 921-52-06  |  (495) 755-78-74

  

Виды искусственного камня

1.Виды искусственного камня по применению.

В аквариуме (террариуме, поллюдариуме) – применяется стодонт.

Вы спросите: зачем в аквариуме нужен искусственный камень, и так достаточно всяких камней различной фактуры, размера и цвета, которые предлагаются в свободной продаже или которые можно просто найти на берегу соседней речки. Вы в принципе будете правы – природа создала огромное разнообразие форм, цветовых разновидностей и уникальных сочетаний различных геологических пород, которые мы можем использовать для декорирования аквариумов, террариумов и других закрытых «уголков природы» у нас дома.

Но, представьте себе, что, несмотря на все разнообразие природного материала, Вы захотели установить у себя дома и превратить в маленький грот высокий аквариум (например, башню) или решились на покупку морского аквариума с хорошей метал-галогеновой лампой высотой более 900 мм. Как бы Вы не выкладывали камни купленные на рынке или привезенные с дачи, но у Вас не будет возможности закрепить их и уложить довольно высоко: они будут постоянно падать, сильно давить на дно, мешать при чистке аквариума. Кроме того, возможно, выбранный Вами тип камня нельзя будет использовать в аквариуме по причине того, что он будет выделять губительные для животных и растений вещества. В конечном итоге Вы расстроитесь, и будете искать возможную замену натуральным камням. Тут то, как раз Вам на помощь придет искусственный материал, из которого можно изготовить любой подходящий для Вашего аквариума камень, скалу, грот или затонувший город.

В магазинах сейчас появилось достаточно много предложений по готовым «объемным фонам» для вашего аквариума выполнены они из вспененных материалов: полистирола, полиуретана и пр. Как правило, такие фоны продаются под готовые размеры аквариумов. Их легко можно резать, состыковывать, подкрашивать и декорировать дополнительными элементами. Основная проблема их использования - стандартность форм и расцветок (приходится выбирать только из готовых изделий), повышенная плавучесть (необходимо крепить к стенкам или дну аквариума) и невозможность использовать в морской воде, т.к. поры таких фонов (вспененных материалов) легко задерживают грязь и органические элемента, которые потом начинают разлагаться и портить воду, особенно это неприятно в морском аквариуме.

Всех этих недостатков лишены искусственные камни, гроты, объемные фоны и декорации из стодонта (полиакрила). Вы можете заказать имитацию любого камня, горной скалы или средневековых развалин. Все они получатся с очень хорошо проработанной тонкой структурой (коралл, изготовленный из стодонта, не всякий специалист отличит от настоящего), с подобранным цветом, с отрицательной плавучестью, с возможностью спрятать за декорацией фильтры, шланги, помпы и пр. технические элементы. Вес такой декорации будет значительно ниже натурального камня, отсутствует пористость, полимер получается химически очень стойкий, что делает возможным использование такого изделия в аквариумах с соленой водой.

Если вы привезли с собой из дальней поездки какую-то вещичку или ракушку, но по различным соображениям (химическая нестойкость в воде, опасность загрязнения аквариума или иное) оказалось, что в воду ее положить нельзя (такое бывает довольно часто), то наши художники аккуратно снимут с этой вещи силиконовый слепок и изготовят по ней копию из полиакрила (стодонта) – вы не отличите копию от оригинала.

Внутри помещений – стодонт – дорог, но инертен; пена – легкая, но нет тонкой структуры; бетон – тяжелый и работать можно только дома, стеклопластик – обладает специфическим запахом и достаточно примитивен по фактуре.

Позвольте продолжить нашу «экскурсию» по искусственным декоративным элементам в Вашем доме, отталкиваясь от выбранной нами начальной точки (или «печки», как говорят в народе) – аквариума.

Вы установили красивый аквариум с гротом или искусственной скалой у себя в зимнем саду, посмотрели на него со стороны и поняли, что, безусловно, получилось красиво, но немного оторвано от общего дизайна помещения: хорошо бы сделать рядом с аквариумом небольшую горку, водопад или кусок скалы, как бы выходящей (прорывающей) обычные кирпичные стены, расположить на этой скале растения, пустить ручеек (можно прямо в аквариум) или установить у подножия небольшой (или большой – чего уж мелочиться) фонтанчик.

Вы спросите: возможно ли это? Да, возможно – ответит Вам и дизайнер, и простой строитель, и специалист по искусственному камню. Каждый мастер, отвечая на этот вопрос, будет подразумевать совершенно разные материалы, подходы и строительные технологии. Что выбрать, чему отдать предпочтение – это Ваше решение, Ваш интерес.

Вы можете заказать изготовление такой горки, водопада или фонтана из готовых элементов: натуральных (сланник, валун, рваный камень и пр.) или искусственных типовых камней (на основе бетона или полимеров). Мастера скрепят такой камень цементом или специальным раствором, гидроизолируют места, где будет течь вода, установят горшки с растениями и запустят оборудование.

Проблемы такого исполнения две: конструкция получится очень тяжелой, поэтому, например, в квартирах или коттеджах, где несущие перекрытия не могут нести большую нагрузку такой способ декорирования применять не рекомендуется – можно провалиться к соседям. Во-вторых, используя готовые элемент и камни, редко удается соответствовать даже частично изготовленному для Вас дизайн проекту. Постоянно приходится вносить коррективы и подгоняться под купленный Вами на рынке камень. Укладка камня и гидроизоляция его – тоже не простое дело.

Альтернатива натуральному камню или готовым «бетонным» камням – это описанные нами искусственные материалы: стодонт, полимер-бетон, пенопласт, полиуритан, стеклопластик и пр. Все они позволяют изготовить горку, водопад, фонтан, скалу, античный город, корабль или что-то еще, что Вам вздумается в точном соответствии с дизайн проектом по цвету, форме, фактуре и всем остальным элементам. Она (они) могут быть тяжелыми – основательными (из полимер-бетона) или легкими (из остальных материалов); с тонкой структурой (стодонт, стеклопластик) или без особых изысков (остальные материалы); дешевыми (полиуритан, пенопласт) или дорогими …. Все эти материалы могут сочетаться в той или иной степени: например, вы можете заказать основную поверхность из модифицированного полиуритана, а отдельные элементы, требующие тонкой проработки из стодонта – в этом случае Вы получаете удешевление по материалу, но при грамотной покраске и стыковке элементов никто не сможет отличить их стык.

Присмотритесь к декорациям у Ваших друзей, в ресторанах и торговых центрах, в других общественных местах – почти везде, где есть кусочек живой природы Вы увидите пример использования искусственных материалов. Чтобы понять, что это не настоящее дерево, надо подойти к нему и ковырнуть «кору». Совсем не обязательно было пилить вековой дуб и притаскивать его в очередной ресторан – проще всего было обратиться к специалистам по искусственному материалу и он сделает этот дуб в единственном экземпляре или растиражирует на всю сеть Ваших магазинов.

Ландшафт – улица (архитектура, имитация камня, скалы, горного ландшафта, водопадов и пр. – бетон) (легкие камни, ландшафтная музыка, декорации с хорошей структурой - стодонт), пена – только в защищенных от солнца местах и для заполнения объемов.

Теперь перейдем плавно из дома в сад, на приусадебный участок или в прилегающий парк.

Многие на своем участке хотят создать неповторимый ландшафт и, если позволяют средства и площади затевают грандиозное строительство с рытьем прудов, созданием водных каскадов, установкой каменных осыпей или больших альпийских горок. Кто-то даже пытается перенести на свой участок кусок крымской или кавказской скалы – дело вкуса.

Но не всегда удается перевезти огромную натуральную глыбу из окрестностей Севастополя через границу – Украинские власти считают это расхищением природных богатств (шутка, конечно).

Любой владелец загородного дома или руководитель муниципального образования, который задумал создать на некотором участке земли скалу, грот или фонтанную композицию, как Петродворце, при мысли о затратах на перевозку и установку натуральных камней (особенно большого размера) сразу поймет, что такие затраты могут превысить стоимость самого камня в несколько раз. Не говоря уже о проблемах по его обработке и подгонке.

Тут на выручку приходит опять искусственный камень. Основным материалом для работ на открытом воздухе является полимер-бетон: он прочен, долговечен, относительно пластичен и позволяет, при использовании стандартного оборудования, изготовить любую имитацию, вплоть до точной копии (был бы слепок, эскиз, чертеж или просто хорошая фотография) любой знаменитой скалы, грота или фонтана.

Полимер-бетон наносится на каркас, что позволяет прятать в гореке, например, оборудование для фонтана или игровую комнату для детворы. Каркасность изделия позволяет также изготавливать его уже после окончания всех основных строительных работ: например, Вы построили дом из кирпича – дом уже готов к заселению или Вы в нем уже живете, но где-то вы подсмотрели, что вход в дом может быть сделан как вход в жилище отшельника или, наоборот, в развалины замка. Не проблема – можно добавить недостающие элементы с минимальными изменениями вашего основного фасада. Уже установленную беседку можно оформить в виде заброшенного склепа (бывают и такие заказы) или в виде помпезной ротонды.

А вот, если Вы решили не делать тяжелых конструкций, а, например, хотите закрыть технологический люк или скрыть - декорировать вход в подвал, или оформить детскую площадку легкими – безопасными элементами, то Вам подойдут изделия уже не из полимер-бетона, а из различных полимеров: полиуритана, пенопласта, стеклопластика и пр. Все будет зависеть от различных факторов, которые будут в дальнейшем воздействовать на изделие: солнечный свет, вода, прыгающие дети или взрослые, максимально допустимый вес конструкции и пр. Например, крышки для люков можно выполнить из стеклопластика (не самый легкий, но дешевый материал) или из пенопласта сверху покрытого стодонтом, для придания прочности.

Архитектурные формы (фонтаны отдельно стоящие, фигуры, – бетон, стодонт, различные полимеры).

Малые и большие архитектурные формы нам пришлось выделить в отдельный раздел т.к. в последнее время они переживают бум покупательского спроса.

Небольшие фонтаны, вазоны, чаши, скульптуры животных и людей, гномики и черепашки, беседки и скамейки, «каменные» ограды и мостики – все это изделия которые могут быть выполнены из натурального камня (гранита, мрамора или иного) или из искусственных материалов.

Из-за своей значительной цены Вы чаще всего не увидите таких «каменных» скульптур из натурального камня. Скорее всего, это будет искусно выполненная имитация из архитектурного бетона или пластика.

Технология изготовления из этих материалов довольно схожи: сначала изготавливается форма из силикона или пластика. Форма снимается с такого же изделия или с гипсовой модели, выполненной скульптором. Затем в форму, специально закрепленную и установленную, заливается бетон со специальными добавками – пластификаторами и наполнителями или же пластик, тоже с наполнителями. Для того чтобы не было пузырей и различных дефектов бетон осаживается на виброплатформе, а пластик вакуумируется в специальной установке. После высыхания (полимеризации) и снятия форм изделие обрабатывается, зачищается, шпаклюется, грунтуется и красится. В итоге получается почти ничем не отличимое по цвету и фактуре «мраморное» изделие.

Большие плюсы такой технологии в том, что можно тиражировать почти бесконечно получившиеся скульптуры (одна силиконовая форма позволяет изготовить от 20 до 50 изделий). Кроме этого, если удается снять форму с понравившегося Вам льва, то можно без проблем сделать его копию и поставить у Вас в саду. Отличие в использовании полимер-бетона и пластика в том, что бетонные изделия так же тяжелы как и из натурального камня, они часто могут быть доставлены и установлены только с помощью спецтехники. Пластиковые же вазоны и скульптуры гораздо легче, что часто облегчает их транспортировку. Правда пластик, как материал (зависит от выбранного типа) часто бывает дороже бетона.

Горки и водопады – это влага – бетон, стодонт, пена обработанная, стеклопластик

Коротко остановимся на особенностях взаимодействия всех описанных на этом сайте материалов и воды. Как известно – «вода камень точит». Эта народная мудрость не раз приводила в замешательство (а иногда и в бешенство) изготовителей искусственных горок и водопадов. Если изделие, которые Вы предполагаете установить у себя дома, в коттедже или на участке будет соприкасаться с водой, то мастер, который это изделие проектирует и монтирует должен всеми доступными способами с одной стороны обезопасить «камень» от влияния водных потоков, с другой – сохранить очарование ручья, водопада или прудика.

Чего боится камень и как с этим бороться?

Полиуретан и пенопласт хорошо впитывают воду, что может привести к набуханию изделия и протечкам в незапланированных местах.

Как с этим бороться? Обрабатывать ложе ручья, емкости и прочие места соприкосновения с водой специальными гидрофобизирующими составами, которые потом легко красятся под общий цвет камня. Изготавливать и устанавливать специальные не проводящие воду емкости, основания для водопадов и каскадов, которые потом снаружи отделываются указанными материалами. Тогда хоть часть воды и впитается, но дальнейшее ее распространение будет невозможно.

Стодонт (полиакрил) – воды не боится и ее не пропускает, главное, чтобы в нем не было скрытых дефектов и полостей, по которым воды может «убежать». Все дефекты легко устраняются при первичной проверке изделия.

Стеклоткань (полиэфирные смолы) – воду не впитывают, но в зависимости от использованной смолы могут терять свои свойства при длительном взаимодействии с водой – становиться хрупкими или выщелачиваться.

Этого легко избежать, добавляя специальные пластификаторы и наполнители. Особенно это касается изделий, которые будут использоваться на улице и испытывать зимой отрицательные температуры.

Полимер-бетон – при правильном подборе состава выдерживает длительные нагрузки как текущей, так и наполненной (распирающей его) воды. Он легко переживает повторные циклы замораживания и размораживания. При длительной эксплуатации с бетона может постепенно смываться верхний слой покраски, особенно если она (покраска) была сделана по поверхности, а не внесена в тело бетона. Но это тоже легко исправимо – просто надо еще раз покрасить.

2. Виды искусственного камня по материалу.

В данной части статьи мы попытаемся объяснить принципиальные отличия производимых в настоящее время изделий из искусственного камня.

Для начала расскажем, с какими материалами на сегодняшний день приходится работать дизайнерам и скульпторам, выполняющим заказы по имитацией природных ландшафтов и искусственному камню.

Бетон (полимер-бетон, керамо-бетон, бетон с пластификатором, архитектурный бетон и пр.)

Полимер-бетон. Этот материал, вернее его составляющая – цемент (бетон), используется в строительстве и скульптуре уже очень давно. Но его совместное использование с пластификатором для создания неповторимых ландшафтов началось относительно недавно за пределами России и относительно (лет 10-15 назад) недавно в нашей стране. Суть этого метода заключается в том, что на какую-то предварительно выстроенную основу, выполненную из металла или натуральных камней, или на уже готовые сооружения накладывается металлическая сетка (как для штукатурных работ), а затем наносится масса, состоящая из цемента, песка, пластификатора, красителя и различных наполнителей. С помощью этой массы художник-скульптор-дизайнер создает у Вас дома, на даче или в любом подходящем для Вас месте уникальную композицию. После застывания она превращается в ствол дерева, каменистую осыпь, кусок скалы или что-то другое не менее интересное. С помощью специальных красок, лаков, пропиток, дополнительных элементов декорации и рук художника можно добиться почти полного сходства изображенного объекта с натуральным. В самом начале своего вхождения в рынок природных ландшафтов полимер-бетон использовали только для наружных – уличных работ. Но постепенно он стал завоевывать все больше и больше мест под крышей. Сочетание изделий из полимер-бетона, аквариумов, террариумов, росписи на стенах и потолках, искусственных и натуральных растений позволяет изменить внутреннее убранство Вашего дома до неузнаваемости.

Как у любого другого материала полибетон имеет свои достоинства и недостатки: основное достоинство – это то, что с этим материалом проработало уже не одно поколение скульпторов, поэтому выработалась, наверное, целая школа (может не одна) по работ с ним. Материал не токсичен ни при эксплуатации готовых изделий, ни при производстве с ним работ. Все материалы, которые используются, легко доступны. Это раньше, например, пластификатор приходилось выписывать из США – теперь его выпускают очень многие предприятия.

Основной недостаток – это масса изделий. Один камень из полимер-бетона будет конечно легче, чем натуральный камень, но все равно придется попыхтеть, чтобы его передвинуть. Второй недостаток – это то, что почти все изделия (за исключением маленьких камней) – каркасные. Каркас предполагает использование металла или иной основы – иногда это бывает неприемлемо. И, наконец, трудоемкость работ по созданию композиций из полимер-бетона. Чаще всего работы можно производить только на территории заказчика, иначе его будет не перевезти.

В настоящее время в Москве уже сложилось несколько направлений или «школ» производящих различные по сложности изделия из искусственного камня. История многих этих школ началась со строительства Московского зоопарка. Первыми "заказчиками" эксклюзивных интерьеров "под природу" в России стали государственные (вернее, муниципальные) животные. Москвичи наверняка помнят, как в начале девяностых за несколько лет зоопарк координально преобразился. Особенно заметно это было в закрытых павильонах: обезьяннике, доме птиц, для содержания мелких млекопитающих, кошачьих и рептилий – там появились расписанные под природные ландшафты вольеры со сложными декорациями из камней, фрагментов деревьев, коряг и лиан (все это искусственное, сделанное из пластика и бетона). На огромном объеме выполненных там работ было воспитано и обучено большое количество мастеров и подмастерий, которые после окончания работ рассыпались на много маленьких и средних фирм по производству горок, водопадов, «каменных» деревьев и много другого. За годы работы с таким не простым в исполнении и не пластичным материалом, как бетон накоплен довольно большой опыт. Настоящие мастера могут создать из этого «строительного» материала высокохудожественные и очень сложные изделия и композиции.

Пенополиуретан (модифицированный полиуретан, пена, строительная пена и пр.)

Пеноплиуритан или просто строительная пена. Самый дешевый из описанных в данной статье материалов. Использовать такую пену в ландшафтных работах начали почти сразу, после того как этот материал стали массово внедрять в строительстве.

Для умелых рук художника, даже не обязательно профессионального скульптора, это была настоящая находка: изделия получались легкие, их можно было обрабатывать простыми инструментами, убирать и добавлять элементы в любой момент. Единственное чего боится полиуретан после застывания – это длительного воздействия прямых солнечных лучей. Однако, достаточно быстро были найдены способы укрыть поверхность под слоями защитных и декоративных пленок и материалов.

Суть процесса изготовления горки, водопада, или дерева из пенополиуретана в следующем: изготавливается из подручных материалов (дерево, пластик, фанера, ДСП и пр.) каркас будущего изделия, затем на этот каркас наливается в несколько этапов пена их готовых баллонов. Пена схватывается довольно быстро, но полностью застывает 6-8 часов, поэтому заливку производят с такими промежутками. Между заливками мастер формирует образовавшуюся поверхность с помощью специалльных ручных инструментов до появления необходимых ему уступов, гротов и ниш. Затем поверхность обрабатывают, шпаклюют и красят. В зависимости от изделия, в него до момента заливки пены или после монтируют другие декоративные элементы.

Такие горки, водопады, камни, деревья очень хорошо использовать внутри помещений. Их можно изготовить в мастерской из нескольких элементов, а затем довольно быстро собрать на месте у заказчика. Пенополиуретан не токсичен, без прямых солнечных лучей скорость разложения очень низкая. Из-за относительной простоты работы с этим материалом можно делать такие сложные и замысловатые изделия, какие не сделаешь, например, из полимер-бетона. Безусловный плюс – это доступность материала.

К недостаткам нужно отнести: его большую пористость. Это накладывает некоторые ограничения на использование этого материала в таких сферах как вода. Нельзя сделать хорошую и долговечную декорацию в аквариум или опустить часть «скалы» в бассейн. Застывшая пенка, какими бы ухищрениями не пользовались современные художники, довольно мягкий материал. Даже армированная с поверхности горка не выдержит, если Вы на нее регулярно падаете или садитесь, тем более, если случайно задели ее чем-то острым. Каркасность таких изделий, наверное, тоже можно отнести к недостаткам.

История работ с пенополиуретаном не так «богата» крупными изделиями, как полимер-бетон. Но можно предположить, что эра пены в дизайне еще только наступает. Присмотритесь, может быть в ближайшем крупном торговом центре или у Ваших знакомых стоит уже горка или водопад. Скорее всего, они сделаны из этой самой пенки.

Полимерные материалы:

Стодонт (полиакрил, АСТ-Т, аквариумный пластик)
Стеклопластик (полиэфирная смола, стеклоткань, стеклопластик, эпоксидка и пр.)
Полиуритан
Пенополистирол (пенопласт, полистирол )

Искусственный камень из различных полимерных материалов. В этом разделе мы объединили несколько материалов под одним названием: полимерные. Имеются в виду стеклопластик на основе полиэфирных смол (к ним относится и обычная эпоксидная смола); полиакриловые материалы (это то из чего раньше делали пломбы в зубах, а сейчас наливные высокопрочные полы и различные декорации); полиуретаны (из них изготавливают подошвы для обуви и игрушки); полистирол (пенопласт или пенополистирол – утеплитель для домов, сверхлегкий и плавучий наполнитель для различных изделий от судов и самолетов до игрушек и предметов быта). Есть еще и другие полимеры, но они гораздо реже используются в изготовлении искусственных камней и декораций.

Опять все началось с Московского зоопарка… В 1996 году на Новой территории заработал Экзотариум, открывший посетителям, что аквариум может быть элементом дизайна, а не просто неаккуратно склеенной стеклянной емкостью с мутноватой водой и десятком грустных меченосцев. В новых интерьерах зоопарка отчасти заимствовались технологии, созданными западными зоопарками и большими публичными океанариумами (в основном американскими). При этом реализовали их на базе советских литьевых материалов, из которых изготовлялись зубные протезы и нестандартные приборные панели,– в основном, так называемого стодонта (полиакрилового полимера).

В настоящее время некоторыми фирмами налажен массовый выпуск декоративных изделий для аквариумов из этого материала. Активное использование стодонта в аквариумистике объясняется свойствами самого материала: после полимеризации – это монолитная не пористая структура, которая не подвержена никаким внешним воздействиям, нейтрально ведет себя даже в такой агрессивной среде как соленая вода в морских аквариумах. Если необходимо внести какие-то изменения в конфигурацию получившейся декорации можно легко механическим способом изогнуть конструкцию, отпилить или добавить элемент, увеличить размеры и т.д. Такая декорация легко крепится в аквариуме или террариуме, ремонтируется, подгоняется под нужные размеры и оборудование, красится и обладает отрицательной плавучестью.

Технология изготовления таких декораций: сначала с помощью формовочного силикона изготавливаются слепки с элементов, которые в дальнейшем будут использоваться при создании композиции. Затем по этим слепкам отливаются из полиакрила сами элементы (кораллы, камни, морские звезды и ежи). На любой поверхности эти элементы состыковываются, и пространство между ними заполняется полимером. Для уменьшения расхода дорогого материала и придания большего веса (если это требуется) в полимер добавляется наполнитель, например, мраморная или кварцевая крошка. Окраска производится как добавлением красителя в тело полимера, так и путем нанесения на готовое изделие. Окраска настолько долговечна, что даже при очистке аквариумных декораций жесткими щетками и чистящими средствами, они сохраняют свой цвет десятилетиями. В тоже время легко обновить или изменить цвета декорации.

Постепенно преимущества этого материала заметили художники и декораторы не только работающие с аквариумными декорациями. Стодонт стали применять для создания сложных по фактуре декоративных элементов интерьера, ландшафтного дизайна, художественных изделий и пр.

Поскольку себестоимость самого материала - стадонта довольно высока (а в настоящее время его выпускает только один завод в Харькове.), то многие фирмы и художники осуществляли поиск материалов похожих по свойствам на полиакрил, но более дешевый. Таким материалом стали полиэфирные смолы. Кстати, сначала очень активно использовали простую эпоксидку (потому что ее было наиболее просто достать).

Полиэфирные смолы, (их сейчас выпускается довольно много разных) очень активно используются для создания пластиковых корпусов лодок, катеров, различных емкостей и пр. Везде где они используются, применяются различные армирующие основы, чаще всего это стеклоткань. Не исключением является и изделия из полиэфирной смолы имитирующие искусственный камень. К сожалению, смола без внутренней арматуры хрупкая и не способна длительное время сохранять форму, как стодонтовые декорации.

Технология изготовления изделий из стеклопластика в общих чертах сводится к следующему: по готовым, заранее подготовленным формам изготавливаются заготовки из многослойной стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой. Такие заготовки могут имитировать какой-нибудь камень, кусок скалы или дерева. В мастерской или на территории заказчика (в зависимости от размеров изделия) отдельные заготовки собираются вместе согласно эскизам художника, при необходимости сборка осуществляется на подготовленном каркасе. После черновой сборки мастера придают изделию окончательную фактуру, грунтуют, красят и декорируют поверхность.

К недостаткам такой технологии можно отнести довольно неприятный запах некоторых компонентов полиэфирных смол, который может длительное время сопровождать получившееся изделие – «отчетливый запах пластика», как выразился один наш клиент. С помощью такой технологии довольно сложно добиться интересной и тонкой фактуры изготавливаемого изделия. Зато можно довольно дешево (если судить по материалу) изготовить изделие большого объема или площади при сохранении незначительного веса конструкции, хотя все равно вес немного превысит вес такого же изделия из пенополиуритана.

Получившееся изделие из стеклопластика можно будет использовать, и эксплуатировать как в доме (поле того, как выветриться запах), так и на улице.

Полиуретан стал совершенно недавно появляться как материал для производства элементов природных интерьеров. Пока он не нашел широкого применения, но некоторые художники пытаются с ним работать. Полиуретан чем-то похож на полиэфирную смолу, но более пластичен. Технология производства декораций в целом такая же за исключением более сложного процесса полимеризации полиуретана: используется вакуумная установка и стол с подогревом. Армирование изделий из полиуретана возможно не только стеклотканью, но металлическими сетками или другими полимерными материалами.

Пенопласт или вспененный полистирол используется в двух видах:

Готовые блоки пенопласта художники активно используют для создания основы для будущих изделий, особенно большой формы. Блоки пенопласта легко склеиваются образуя довольно большие (объемные изделия), но при этом очень легкие. Затем такие блоки легко обрабатываются, как специальными инструментами, так и простыми приспособлениями. Художник за считанные часы может придать большому кубу из пенопласта форму, льва или дерева, великана или корабля. Безусловно, не возможно проработать тонкие детали или совсем не использовать каркас для сложных изделий. Но все равно изначально при большом объеме сидячий лев ростом с человека будет весить совсем не много. Дальше в распоряжении скульптора достаточно много различных материалов для придания окончательной формы, цвета и фактуры своему изделию – шпаклевки, мастики, краски и наполнители – все они очень хорошо ложатся на полистирольную основу.

Приглядитесь к скульптурам сидячих львов, которые гастролируют вместе с программой братьев Запашных – вряд ли чтобы таскать их по всей стране их делали из тяжелых материалов, но как они похожи на каменные изваяния. Пенопласт получил свое активное применение в изготовлении театральной бутафории (бутафорских декораций), в ландшафтном и интерьерном дизайне этот материал еще ждет своего активного применения.

Второй способ использования пенополистирола ведет свое начало опять же строительства, но теперь уже не Московского зоопарка, а просто строительства промышленных объектов. Если полистирол подготовить должным образом и распылять прямо на потолки, стены или другие элементы конструкций здания, то таким образом можно создать тепло-звукоизолирующий (а с огнестойкими добавками – еще и огнеупорный) слой прямо на объекте заполнив все ниши и выемки, чего невозможно сделать, используя готовые блоки.

Такую технологию активно используют за границей (а с недавних пор и у нас) для производства готовых декораций. Готовые формы заливают полистиролом с различными добавками и в несколько слоев различной плотности, выкрашивают, монтируют дополнительные элементы и получается готовая легкая и практичная декорация для Вашего аквариума, террариума или птичьего уголка. Для того чтобы избежать высокой пористости поверхности изделия, ее «спекают».

Огромным недостатком всех полимеров является токсичность составляющих их элементов до полимиризации. Так, например, полиуритан полимеризуется из двух жидких компонент, один из которых содержит цианид. После полимеризации оба компонента полностью нейтрализуют друг друга и не представляют опасности для окружающих, но во время работы с материалом художнику и его помощниками приходится довольно части прибегать к мощным вытяжкам и противогазам, что сильно осложняет работу. Полиакрил тоже двухкомпонентный, но он состоит из порошка и жидкости. Чтобы избежать попадания токсичных не полимеризовавшихся компонентов в воду, приходится четко (по весу) подбирать используемые компоненты, а после полимеризации на длительное время класть изделия в ванну – отмачиваться.

Безусловными преимущественными отличиями изделий из полимеров от пенобетона - в незначительном их весе, являются возможности создавать очень точные контуры с тонкой проработкой всех деталей композиции. Иногда очень сложно отличить коралл, который выполнен из стодонта, от лежащего рядом с ним настоящего коралла. В отличие от пенополиуретана, камни и горки из полимеров отличаются своей большей долговечностью и отсутствием каркасной основы. Некоторым клиентам так нравятся полимерные имитации, что они заказывают такую отделку для частей интерьеров, которые вроде бы с природным камнем и не связаны, например, отделку фасадов кухни под старинное сучковатое дерево.

В заключение хочется сказать, что для каждого материала сформировалась своя ниша, где он лучше всего используется. Очень часто фирмы или художники-дизайнеры отдают предпочтение одному из этих направлений. Это на наш взгляд - неправильно. Все материалы очень гармонично могут дополнять друг друга.